Версия сайта для слабовидящих  Версия сайта для слабовидящих

Разъяснения закона

Экстрадиция

31 Июля 2012

Экстрадиция является формой международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью и заключается в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осуждённого преступника.

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером таких соглашений являются Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 и Европейская конвенция о выдаче от 13.12.1957.
 
Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре или конвенции. Традиционно, должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается экстрадиция, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

 Международными договорами и внутренним законодательством устанавливаются условия, которые позволяют отказать в выдаче. К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или, что в случае выдачи оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

Согласно мировой практике, в большинстве стран мира своих граждан не выдают. Этот принцип закреплён в конституциях многих государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации.  
В статье 61 Конституции Российской Федерации записано, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
 
Процедура экстрадиции начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков международного общения. Запросы передаются либо через Министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы.

В соответствии со ст. 462 УПК РФ решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, разъясняет ему право на обжалование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

После вступления в законную силу решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче иностранный гражданин или лицо без гражданства компетентными органами Российской Федерации передается запрашиваемому государству.

Пленум Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 14.06.2012 № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания», в целях обеспечения единства судебной практики по применению законодательства Российской Федерации дал разъяснения по ряду вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования и, в том числе, по вопросам избрания и дальнейшего продления меры пресечения в виде заключения под стражу.
 
Срок содержания под стражей должен определяться необходимостью разрешения вопроса о выдаче такого лица, включая его фактическую передачу запрашивающему государству. При этом общий срок нахождения лица под стражей не должен превышать срок, предусмотренный в ст. 109 УПК РФ за преступление соответствующей категории, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче.