Версия сайта для слабовидящих  Версия сайта для слабовидящих

Разъяснения закона

Верховным Судом Российской Федерации обобщена практика разрешения судами споров, связанных с ограничением или лишением родительских прав, а также отобранием ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью

24 Ноября 2017

14.11.2017 Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав».

В постановлении указывается, что в целях охраны прав ребенка и с учетом его интересов родители могут быть ограничены судом в родительских правах.

В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 73 Семейного кодекса Российской Федерации ограничение родительских прав допускается в случае, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). При этом закон не связывает возможность ограничения в родительских правах с признанием родителей недееспособными или ограниченно дееспособными.

Суд вправе также принять решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их виновного поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Решая вопрос об ограничении родительских прав, суду следует исходить из характера и степени опасности, возможных последствий для жизни или здоровья ребенка в случае оставления его с родителями (одним из них), а также учитывать иные обстоятельства (в частности, при виновном поведении родителей (одного из них), создающем опасность для ребенка, - осознают ли родители виновность своего поведения и имеют ли стойкое намерение изменить его в лучшую сторону, какие конкретные меры намереваются предпринять либо предприняли в целях исправления своего поведения).

В указанном постановлении также отмечается, что лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей и допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.

При этом Верховный Суд Российской Федерации разъяснил основания лишения родительских прав, предусмотренные статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации, указав, в частности, что под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий к получению ими общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечение в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности. Жестокое обращение с детьми может выражаться в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними, в покушении на их половую неприкосновенность.

Также Верховный Суд Российской Федерации акцентировал внимание на необходимости учета мнения детей, достигших возраста десяти лет либо в возрасте младше десяти лет (если суд придет к выводу о том, что он способен сформулировать свои взгляды по вопросам, затрагивающим его права). Особо отмечено, что решение о восстановлении в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть принято судом только с согласия ребенка.

Обращено внимание на то, что судами с участием прокурора рассматриваются не только дела об ограничении или о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, но и дела об отмене ограничения родительских прав и дела о признании недействительным акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главы муниципального образования об отобрании ребенка и о возврате его в семью.